Monday, January 22, 2007

Sam Kliger's tribute to Yuri Shtern

This is a tribute by my friend Sam Kliger, head of Russian Jewish Affairs at the American Jewish Committee to the memory of Yuri Shtern, who he got to know back in Moscow in 1980. Thanks for sharing this, Sam


Мой друг Юрий Штерн

Из Израиля пришла скорбная весть. Умер друг. Детали его биографии сегодня хорошо известны многим, но для меня они еще и персонально окрашены и озвучены.
Я познакомился с Юрой зимой 1980 года “на горке” у московской синагоги, когда он был уже широко известным в кругах московских отказников еврейским активистом, а я только робко вступал на скользкую и опасную дорогу зарождающегося полуподпольного еврейского движения за свободу эмиграции в Израиль. Мы пошли по обледенелой Москве, зашли в какой-то переулок и там, забегая время от времени в подъезд незнакомого дома погреться, часа два проговорили о еврейских делах. Юра, узнав, что я социолог, сразу предложил “дело”: провести вдвоем и конспиративно небольшое исследование-опрос знакомых с тем, чтобы выяснить настроения в еврейской среде, намерения и планы, связанные с отъездом в Израиль (или в Америку), кто за что “сидит в отказе.” Мы оба понимали смертельность такого шага. Щаранский уже сидел в тюрьме за попытку проделать подобное. Но если я прилично трусил, то Юра ничего не боялся. И только много позже я понял, что во всем, что касалось безопасности и благополучия евреев и Израиля, Юра был бесстрашным и неутомимым бойцом. Именно эти его бойцовские качества и помогли ему совершить невозможное – получить, в числе немногих, разрешение на выезд в Израиль в 1981 году – тогда, когда казалось, что узкая дверь, ведущая вон из Советского Союза, захлопнулась навсегда или надолго. Только бесстрашный боец Юриного калибра смог пробить брешь в Израильском истеблишменте и стать в 1996 году членом Израильского Кнессета. Юра верил в то, что он делает, и не боялся сказать о том, что он считал правильным и полезным для еврейкого народа и Израиля. Вопреки предостерегающим политкорректным голосам он создал коалицию депутатов Кнессета с евангелическими христианами, он защищал интересы русскоязычного еврейства везде и всюду, он не боялся говорить правду.
За два часа до начала еврейского Нового Года Рош Гашана в сентябре Юра позвонил мне из Нью Йорка и вместе с женой Леной приехал ко мне домой. Я не забуду этого вечера. Юра нахваливал приготовленную моей женой рыбу, запивая ее водкой, и мы говорили и пели до полуночи песни нашей молодости. Юра, уже смертельно больной, был очень живой, веселый, и остроумный… Мы встретились снова, теперь уже в последний раз, в октябре в Израиле на конференции в Бар-Иланском университете посвященной русскоязычному еврейству, где Юра, как всегда, блестяще выступил. И вот его не стало. Его жена Лена, его дети и семья потеряли любимого человека. Израиль потерял депутата Кнессета, крупного политика, интеллектуала и общественного деятеля. Еврейский народ потерял бессташного защитника его интересов, активиста, энтузиаста и бойца. А я потерял друга. Да будет благословенна память о нем! Я вместе Борисом Горбисом из Лос Анжелеса предлагаю создать Фонд в память о Юре с целью развития русскоязычных общин в Америке и Израиле. Информация о Фонде будет скоро опубликована.
Юру похоронили в Иерусалиме, что для любого еврея большая честь, которую Юра заслужил всей своей жизнью.

1 Comments:

At 8:03 PM, Anonymous Anonymous said...

May his memory be a blessing. Stern was an uncompromising defender of Jewish values.

In the Soviet Union, he fearlessly stood in defiance of the communist authorities, and in Israel, he continued to defend Jewish values against the dominant liberal establishment.

His success in the knesset proved that Russian-Jewish olim were not going to sweep floors, that they are educated enough to compete for the best jobs and deserved the same respect as native-born Israelis.

 

Post a Comment

<< Home